Как подготовить мультитрек к сведению: Чек-лист для музыкантов
(чтобы звукорежиссер вас полюбил)

Вы написали отличную песню, записали все партии и готовы отдать ее на профессиональное сведение? Поздравляем! Чтобы процесс прошел гладко, а результат превзошел ожидания, важно правильно подготовить исходные файлы (мультитрек).

Это не только покажет ваш профессионализм, но и сэкономит время (а значит, и деньги) и позволит звукорежиссеру сосредоточиться на творческой стороне сведения, а не на решении технических и организационных проблем. В этой статье мы расскажем об основных моментах подготовки треков к сведению.

Не хотите читать статью?

1. Формат и Качество Файлов: Основа основ

・Формат: Пожалуйста, присылайте все аудиофайлы в формате .WAV или .AIFF. Это форматы без потерь качества, в отличие от MP3.

・Разрядность и Частота дискретизации: Самое главное – все файлы в проекте должны иметь ОДИНАКОВУЮ частоту дискретизации и разрядность.

・Если вы записывали проект в 48 кГц / 24 бит, то и экспортируйте все дорожки именно в этом формате. Не нужно ничего конвертировать перед отправкой – присылайте так, как записывали. Чаще всего это 44.1 кГц или 48 кГц, 24 бит.

2. Тайминг и Редакция: Играем ровно!

・Важность ровной игры: Прежде чем отдавать трек на сведение, убедитесь, что все инструментальные и вокальные партии сыграны и спеты ровно по темпу (под метроном). Звукорежиссер на этапе сведения фокусируется на балансе, тембрах и пространстве, а не на исправлении ритмических ошибок во всех партиях.

・Редакция у нас: Если вы понимаете, что какие-то партии (особенно вокал) требуют ритмической или тональной коррекции, мы можем выполнить эту работу как отдельную услугу перед сведением (стоимость редакции – 2000 ₽ за дорожку). Но партии ритм-секции (барабаны, бас, ритм-гитары) крайне желательно выровнять самостоятельно или заказать редакцию заранее.

・Дубли (тейки): Пожалуйста, выберите лучшие дубли для каждой партии самостоятельно. Присылать несколько вариантов одной и той же партии на выбор звукорежиссеру не стоит, если это не оговорено заранее. Склейте лучшие фрагменты в одну цельную дорожку.

3. Тюнинг Вокала: Делать или не делать?

・Ваш выбор: Вы можете сделать тюнинг (коррекцию нот) вокала самостоятельно, если уверены в своих навыках и знаете, какого результата хотите добиться. В этом случае ответственность за "перетюненный" или неестественный вокал будет на вас.

・Наш тюнинг: Если вы не уверены или хотите профессиональной коррекции, мы можем сделать это как часть услуги по редакции вокала (2000 ₽ за дорожку). Мы стараемся делать тюнинг максимально незаметным и естественным.

4. Уровень Записи: Никакого Клиппинга!

・Что такое клиппинг? Это цифровой перегруз, искажение звука, которое возникает, если уровень сигнала при записи или экспорте превышает 0 dBFS (децибел полной шкалы).

・Почему это плохо? Клиппинг невозможно исправить на сведении. Он навсегда портит звук. Сводить трек с клиппингом – значит заведомо получать результат хуже, чем он мог бы быть. Как говорится, из плохого исходника конфетку не сделать.

・Как проверить и избежать? Следите за уровнями при записи и экспорте. Пиковый уровень на каждой дорожке не должен превышать 0 dBFS. Оптимально, если пики находятся в районе -6 dBFS / -3 dBFS. Используйте индикаторы уровня в вашей DAW. Никаких красных лампочек!

5. Именование Дорожек: Порядок в проекте

・Зачем это нужно? Представьте проект из 50+ дорожек с названиями "Audio 01", "Audio 02_copy", "Inst 5"... Звукорежиссер потратит значительное время (которое могло бы пойти на творческую работу со звуком), просто чтобы разобраться, где какой инструмент. Это замедляет процесс и может привести к дополнительным расходам на организацию проекта перед сведением. Пожалуйста, помогите нам (и себе!) избежать этого.

・Как правильно: Называйте дорожки понятно и логично. Например: Kick In, Snare Top, Bass DI, Bass Amp, GTR L, GTR R, Synth Pad, Lead Vox, BVox 1 L, BVox 1 R и т.д.

・Наш формат (рекомендация): Мы для себя часто используем формат

Темп_Тональность_НомерТрека_НазваниеДорожки (например, 120_Am_01_Kick In), но для отправки нам достаточно просто понятных названий инструментов. Используйте общепринятые сокращения (GTR - гитара, AC - акустическая, E - электро, Vox - вокал, BGV - бэкграунд-вокал, OH - оверхэды и т.д.).

6. Организация Проекта: Все с одной точки!

・Единое начало: ВСЕ экспортированные аудиофайлы (дорожки) должны начинаться с одной и той же точки (обычно с самого начала проекта, с нулевой отметки).

・Консолидация: Экспортируйте каждую дорожку как единый непрерывный файл от начала до конца песни. Даже если инструмент вступает только в середине песни, файл все равно должен содержать тишину в начале.

・Почему это критично? Только так звукорежиссер сможет импортировать все файлы в свой проект, и они автоматически встанут на свои места по времени. Иначе ваша скрипка может заиграть посреди куплета, а вокал – в конце припева, а не там, где они должны были быть.

7. Эффекты: Сушить или не сушить?

・Общее правило: Присылайте треки "сухими" (DRY), то есть без эффектов реверберации, дилея, хоруса и т.д., а также без компрессии и эквализации, если они не являются неотъемлемой частью самого тембра инструмента (например, специфический гитарный эффект).

・Почему? Это дает звукорежиссеру максимальный контроль над звуком и возможность создать пространство и динамику, которые будут работать в общем миксе.

・Исключения: Если какой-то эффект (например, сильный дисторшн на гитаре или уникальный дилей на синтезаторе) является ключевой частью звука и вы точно хотите его сохранить – оставьте его. Но лучше прислать две версии такой дорожки: одну с эффектом (WET), другую без (DRY).

・FX Returns: Если вы использовали эффекты через посылы (Send/Return), присылайте обработанный сигнал с этих Return-каналов отдельными стерео-дорожками.

・Демо-микс: Обязательно приложите ваш демо-микс (просто экспорт вашего текущего варианта сведения) – это поможет звукорежиссеру понять ваше видение и направление.

8. Громкость и Панорама: Все в ноль!

Перед экспортом дорожек уберите всю автоматизацию громкости и панорамы (если она не является специальным эффектом).

Установите фейдеры громкости всех дорожек на 0 dB (номинальный уровень).

Установите панораму всех дорожек в центр.

Почему? Балансом громкости и панорамой будет заниматься звукорежиссер на сведении.

9. Референсы: На что равняемся?

・Приложите 1-3 референсных трека – это коммерческие записи других артистов, звучание которых вам нравится и на которое вы хотели бы ориентироваться (по общему балансу, характеру звука, атмосфере).

・Почему? Это самый простой способ донести до звукорежиссера ваши звуковые предпочтения и избежать недопонимания.

10. Техническая Информация:

Обязательно укажите темп песни (BPM) и ее тональность.

11. Архивация и Отправка:

Соберите все аудиофайлы мультитрека (WAV/AIFF), демо-микс (MP3/WAV) и референсы (MP3/WAV) в одну папку.

Назовите папку понятно (например, ИмяАртиста_НазваниеПесни_BPM_Тональность).

Запакуйте папку в один архив (.zip или .rar).

Загрузите архив на файлообменник (Яндекс Диск, Google Drive, Dropbox, WeTransfer) и пришлите нам ссылку.

12. Дополнительная Информация:

Напишите сопроводительное письмо или текстовый файл с любыми вашими пожеланиями по звуку, моментами, на которые стоит обратить особое внимание, или любыми другими комментариями к песне.

Заключение:

Подготовка мультитрека может показаться муторной, но это необходимый этап для получения профессионального результата. Следуя этим рекомендациям, вы не только облегчите работу звукорежиссеру (за что он вас точно "полюбит"!), но и повысите шансы на то, что ваша песня зазвучит именно так, как вы мечтали. Если у вас возникают вопросы на этапе подготовки – не стесняйтесь спрашивать!

Хотите удобную памятку? Скачайте наш бесплатный чек-лист по подготовке мультитрека к сведению!

Иван Жуковин
Сделано в Студии Жуковина в 2025 г.